10.09.2015

Чтение для души. Работа победителя Всероссийского творческого конкурса «Весеннее вдохновение» - Василисы Яковлевны Барбачаковой, учителя русского языка и литературы МОУ «Бийкинская СОШ».

Дорогою  добра.

                                                                        Каждый выбирает для себя.

                                                                       Выбираю тоже  -  как умею.

                                                                                                                                   Ни к кому претензий не имею -

                                                                      Каждый выбирает для себя.

Ю. Левитанский.

 

Ясное солнечное утро. Невольно приходят на память пушкинские строки: «Мороз и солнце! День чудесный!» Приятно поскрипывает под ногами чистый снежок. Радует все: деревья в зимнем серебре, дружный дым над крышами домов, стайки ребятишек, спешащих в школу. А воздух, воздух какой! Чистый, свежий, кружит слегка голову. Кажется, не вдыхаешь, а пьешь его мелкими жадными глотками, как родниковую воду в летний жаркий день.  «Мороз и солнце! День чудесный!» - лучше, чем поэт, и не придумаешь.

Дорога в школу, привычная и знакомая до мельчайших подробностей.  Дорога, длиною в 30 с лишком  учительских лет.  С высоты прожитых лет, оглядываясь назад, иногда я задумываюсь, что привело меня на этот нелегкий тернистый путь сельского учителя.

В детстве мечтала стать певицей, самозабвенно  распевая услышанные по радио песни и воображая себя чуть ли не первой звездой тогда еще советской эстрады. В старших классах заболела геологоразведкой, даже разослала по известным вузам запросы, чтобы выслали мне условия приема. В силу сложившихся со здоровьем обстоятельств пришлось забыть о профессии геолога и подавать документы в единственный в Горно - Алтайске педагогический институт. Это я теперь понимаю, что решение, принятое мною после выпускных экзаменов, не было спонтанным, а исподволь подготовленным жизнью. Так уж получилось, что на моем жизненном пути встречались только добрые, умные, любящие детей и свою профессию Учителя. Да-да, именно так, именно с большой буквы. Мне очень повезло с первых моих школьных дней: я попала в класс учительнице, необыкновенно умной,  доброй, интеллигентной и любящей детишек, терпеливой до невозможности. Сами посудите, сколько нужно терпения и доброты, чтобы научить первоклашек письму и чтению? О первой учительнице Ольге Гавриловне остались только добрые и светлые воспоминания.  Мне повезло с классным руководителем с пятого по восьмой классы, Анна Макаровна  учила нас русскому языку и литературе. Она  сумела влюбить меня в красоту русского языка, сумела развить мой интерес к художественному слову. Мне продолжало везти и в старших классах районной десятилетки, куда я попала после окончания восьмилетней школы в родном селе. Я встретила необыкновенно красивую, умную, добрую Миру Петровну, учительницу химии и классного руководителя 9 «а» класса. За два года общения с Мирой Петровной я наконец-то поняла, что за предмет эта химия и научилась даже решать задачки по этому некогда нелюбимому предмету.

И куда я должна была идти после встреч с такими замечательными Учителями? Правильно, только в педагогический институт!

В институт я поступила легко, не прилагая особых усилий. Везение мое на этом не закончилось. Я продолжала встречать умных, любящих свою профессию, преданных своему предназначению Учителей. Как не вспомнить Анну Александровну, прекрасного учителя-филолога, которая  своей влюбленностью в предмет, сумела научить студентов любить, ценить и знать русский язык. Всем моим Учителям большое спасибо за их вклад в формирование из меня учителя.

 На этом размышления о моем педагогическом выборе придется закончить, так как я стою на крыльце родной школы, двери которой открываю вот уже в течение 30 с лишним лет. По дороге в учительскую успеваю отвечать на приветствия мчащихся по коридору детей. Привычная

атмосфера учительской настраивает на рабочий лад. По расписанию первый урок в 6 классе. Шестиклассники - народ шустрый, любознательный, подвижный, их необходимо держать в поле зрения в течение всего урока, ни на минуту не расслабляться, разве что только на физкультминутке можно позволить себе небольшую передышку. Нельзя  ни на секундочку оставлять без учительского внимания второгодника  Славу, который все и про всё знает, может запросто дать и учителю совет по проведению урока.

Почему-то Маша сегодня такая грустная, неужели в очередной раз стала свидетелем родительской ссоры? Проходя по рядам, как бы невзначай погладила милую русую головку. Что-то притих непоседа Илья,  наверно, после перенесенного гриппа еще плохо себя чувствует. Итак, по плану сегодня мои ученики должны научиться писать слова с суффиксами – чик (-щик). Вроде бы поняли, вот и на доске правильно пишут слова с этой орфограммой, но в душе все-таки есть сомнения: будут ли завтра на диктанте ошибки на это правило или нет? Я приложила все свои умения и навыки, чтобы научить их! Звонок!

Пять минут на отдых. Необходимо собраться с мыслями, прокрутить в голове сценарий следующего урока. На второй урок подойдут девятиклассники. Девчонки и мальчишки за лето так вымахали, повзрослели, стали уверенными в себе, мальчишки стали басить, девчонки стали обращать больше внимания на свой внешний вид.

В коридоре меня перехватывает мама Розы Синицкой, отличницы из моего пятого класса. Оказывается, Розочка вчера умудрилась «схлопотать» по природоведению четверку, что привело ее маму в неописуемый ужас. Удалось кое- как успокоить встревоженную маму. Вера Ивановна удалилась, а я, взяв журнал девятого класса, отправилась на урок.

С девятиклассниками можно и не напрягаться, как это было на первом уроке в шестом классе. Бедные ребятишки, напуганные родителями и учителями в начале учебного года предстоящими экзаменами в новой форме, стараются на уроке не пропустить ни одного учительского слова, беспрекословно выполняют упражнения, делают грамматические разборы. Тетради в порядке, учебники лежат на партах, урок идет как по маслу. Звонок! Как всегда он прозвенел чуть – чуть пораньше, не успели записать задание на дом.

Большая перемена! Иду в школьную столовую восстановить израсходованную энергию. Что является самым важным в жизни педагога? Ответить односложно на такой, казалось бы, простой вопрос  никак невозможно. Каждый из моих коллег дал бы на него свой ответ. А  мне кажется, что самое главное – это любить детей, из этой любви возникнут само  собой и сила, и терпение, и уверенность в будущем моих учеников.

       «Начать урок порой еще труднее, чем запустить на морозе остывший мотор. Но когда мотор заработал - тут-то и начинается движение» - заметил очень метко мой кумир, ленинградский учитель Евгений Ильин. По расписанию урок литературы в 8 классе.

Вроде бы все идет по плану,  дети отвечают, как положено, опираясь на материал учебника-хрестоматии. До того все правильно и гладко, что захотелось как-то взбодрить своих учеников. Задаю вопрос:

-На защиту какого литературного героя вы бы встали - Гринева или Швабрина?

-Швабрина,- неожиданно подает голос Петя, молчавший весь урок.

От неожиданности я на мгновение замираю, потом беру себя в руки и интересуюсь:

-А почему ты так думаешь, Петя?

-Все очень просто, Василиса Яковлевна. Швабрин первый полюбил Машу Миронову, а Гринев вмешался в их отношения. На месте Швабрина я ни за что не отпустил бы любимую девушку, я бы боролся за свою любовь до конца.

«Вот ты какой домостроевец, Петя,» - с удивлением подумала я про себя. На выручку бросились девочки, возмущенными голосами стали выговаривать Пете, какой он дремучий и ревнивый.

 - А как быть с таким чувством, как  любовь?

  - А мне достаточно того, что люблю я.

Вот и поговорили по душам, ведь Петя так и останется при своем мнении. Ведь недаром вот уже год безмолвной тенью  ходит наш герой за  яркой и независимой девятиклассницей  Соней, которая не обращает на его ухаживания никакого внимания.

Немного удрученная, вхожу после звонка в учительскую, мысленно продолжая спорить с Петей и понимая, что невозможно сбить его с таких жизненных позиций. Опускаюсь устало на диван. Стремительно врывается в учительскую химичка и с ходу ошарашивает меня:

  - Василиса Яковлевна, там ваши мальчишки дерутся, нет никаких моих сил их разнять.  Весь урок друг на друга бросали воинственные взгляды, еле дождались звонка и кинулись в драку.

Бегу на второй этаж, нахожу драчунов и, применив все свое искусство улаживания подобных конфликтов,  растаскиваю своих мальчишек по разным углам. Кажется, я знаю причину их непримиримого отношения друг к другу, и причину эту зовут Алсу. Смешливая черноглазая девочка появилась в нашей школе недавно и уже успела покорить сердца моих мальчишек. Как объяснить драчунам, что в этой жизни не все можно решить с помощью кулаков?

     «Окно». В учительской никого нет, коллеги, разобрав журналы, отправились по классам. Можно  спокойно проверить тетради. Но не тут-то было, « покой нам только снится»! В дверях учительской появляется рассерженная Варвара Петровна, социальный педагог с « радостным»  известием, что два моих сорванца только что сбежали с урока английского языка. Она не смогла их остановить, так как они ловко улизнули от нее через черный ход. Значит, спокойного вечера  в домашней обстановке не предвидится. Нужно нанести визит родителям Андрея и Байрама, выяснить, почему сбежали с урока, почему им не хочется учить английский язык.  Снова придется  мужу готовить ужин, сыну и дочке самостоятельно делать уроки.

Я вспомнила, что в нашей восьмилетней школе в дни моей юности учителя иностранного языка не задерживались надолго, поэтому в памяти осталась Аза Павловна, которая учила нас в пятом классе немецкому языку. В 9-10 классах я иностранный язык не изучала и экзамена по нему не сдавала. В институте попала в группу начинающих учить французский язык. Какая женщина преподавала нам его! Красивая до умопомрачения, одетая с иголочки, с изумительной фигурой и морем обаяния! Как я любила ее уроки! Это была Галина Тимофеевна, Учитель от Бога. Помню ее и благодарна ей за то, что встретилась на моем жизненном  пути. Мои воспоминания прерываются стуком в дверь. На пороге почтальонка Вера. Протягивает мне конверт с армейским штампом. Это письмо от моего ученика Димы Скворцова, который служит в Твери и пишет мне о своих армейских буднях. В классе Дима был самым тихим, неприметным парнишкой. Каково же было мое удивление, когда я получила от него первое письмо из армии!

« Здравствуйте, Василиса Яковлевна! Я по-прежнему работаю на пилораме, работы в армии хватает. Здесь многому можно научиться, освоить рабочие специальности, которые пригодятся на гражданке. Помните, как вы говорили о том, чему вы не научитесь в школе, тому вас научит армия. Теперь я с вами полностью согласен. Как бы мне хотелось оказаться снова на вашем уроке, вы были так терпеливы с нами, нянчились с нами, мне вас очень не хватает, я очень жду ваших писем...».  Приятно  читать такие слова в свой адрес, значит не зря  потрачены время и силы.

«Дороже всех наград и премий слова любви моих учеников!» - слова поэта точны.

 «Что день грядущий мне готовит?». Впереди классный час, занятие литературного кружка, консультация по русскому языку в 9 классе. Нужно выкроить время  для домашних дел: приготовить обед и накормить  домочадцев, есть еще пара дел, не терпящих  отлагательств. 

На этом мои записи прерываются, так как мне нужно спешить на встречу с моими пятиклассниками. Час общения с ними -  один из источников вдохновения, которое так необходимо учителю для творческой работы. Сердце, однажды  открытое  детям,  останется  таким навсегда!

Отдел образования Администрации Турочакского района МО «Турочакский район» поздравляет Василису Яковлевну  с заслуженной победой и благодарит за возможность увидеть жизнь педагога и школы в таком теплом душевном свете.

А.Н.Сутягина