Что должен знать заместитель директора школы о ВСОКО
Главное в статье
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции ОО формирование внутренней системы оценки качества образования.
- Структура ВСОКО – это качество результатов освоения ООП, качество реализации образовательной деятельности и качество условий, которые обеспечивают реализацию образовательной деятельности.
Какие существуют федеральные требования к оценке качества образования
ВАЖНО
Нормативной основой ВСОКО на локальном уровне является Положение о внутренней системе оценки качества образования
Качество образования – это комплексная характеристика образовательной деятельности и образовательных результатов обучающихся, которая выражает степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам и потребностям юридического и физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) регламентирует федеральные требования к оценке качества образования.
Во-первых, содержание образования в конкретной образовательной организации (далее – ОО) определяет основная образовательная программа (далее – ООП), которую разрабатывает и утверждает ОО самостоятельно. Требования к структуре ООП предполагают наличие в ней оценочного модуля (ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ). Во-вторых, ОО обязательно проводит самообследование и обеспечивает функционирование внутренней системы оценки качества образования (далее – ВСОКО). Данное положение означает, что в каждой ОО должна функционировать собственная система оценки качества образования, порядок и инструментарий которой определяются локальным актом ОО.
Критерии и показатели ВСОКО не должны противоречить показателям деятельности ОО, подлежащей самообследованию (п. 13 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).
Положение о ВСОКО вы найдете в Справочной Системе «Образование». Получите демодоступ на vip.1obraz.ru
В-третьих, при осуществлении независимой оценки качества образования (далее – НОКО) используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 4 ст. 95 Федерального закона № 273-ФЗ). Соответственно, ОО должна предусматривать, что оценочная информация, которую размещают в открытом доступе (в т. ч. на сайте ОО), может быть использована органами НОКО в своих интересах.
Оценка качества не подменяет внутришкольный контроль, а дополняет его и (или) выступает его инструментом. На федеральном уровне различают оценку и контроль. Методические рекомендации о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях, направленные письмом Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05–2680 (далее – Методические рекомендации), определяют понятие «федеральный государственный контроль качества образования».
Федеральный государственный контроль качества образования – это деятельность по оценке:
- содержания образования;
- качества подготовки учащихся;
- качества подготовки выпускников в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) общего образования.
Таким образом, федеральные требования к оценке качества образования разграничивают: оценку и контроль, внешнюю и внутреннюю оценку.
Методические рекомендации также определяют внутреннюю оценку качества образования как обязательную компетенцию ОО.
К СВЕДЕНИЮ
Что входит в компетенцию образовательной организации
К компетенции образовательной организации Федеральный закон № 273-ФЗ относит:
- проведение самообследования;
- обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
- разработку и утверждение образовательных программ;
- разработку и утверждение программы развития ОО;
- текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
- поощрение обучающихся в соответствии с установленными ОО видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;
- индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся;
- использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения и др.
Что такое качество образовательных результатов в структуре ВСОКО
ДОКУМЕНТ
Показатели деятельности ОО, подлежащей самообследованию, утвердил приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324
Первая составляющая ВСОКО – качество результатов освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования.
Эта составляющая включает:
- предметные результаты обучения (в т. ч. сравнение данных ВСОКО и НОКО, результатов государственной итоговой аттестации обучающихся 9-х и 11-х классов);
- метапредметные результаты обучения (в т. ч. сравнение данных ВСОКО и НОКО);
- личностные результаты, в т. ч. результаты социализации учащихся;
- результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования (при наличии дошкольного отделения);
- здоровье учащихся (динамика);
- достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня;
- удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов.
ЧЕК-ЛИСТ
Структура ВСОКО охватывает следующие направления:
- качество результатов освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования;
- качество реализации образовательной деятельности;
- качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность
Что учитывают при оценке качества реализации образовательной деятельности
Вторая составляющая ВСОКО – качество реализации образовательной деятельности.
В структуру этого раздела входят следующие показатели:
- основные образовательные программы (их соответствие требованиям ФГОС общего образования и контингенту учащихся);
- дополнительные образовательные программы (соответствие запросам родителей);
- реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие требованиям ФГОС общего образования);
- качество уроков и индивидуальной работы с учащимися;
- качество внеурочной деятельности, включая классное руководство;
- удовлетворенность учеников и родителей уроками и условиями в ОО.
Как оценивают условия, которые обеспечивают образовательную деятельность
Оценка качества условий, которые обеспечивают образовательную деятельность, может складываться из следующих пунктов:
- материально-техническое обеспечение;
- информационно-развивающая среда, в т. ч. средства информационно-коммуникационных технологий и учебно-методическое обеспечение;
- санитарно-гигиенические и эстетические условия;
- медицинское сопровождение и общественное питание;
- психологический климат в ОО;
- использование социальной сферы микрорайона и города;
- кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научно-методическую деятельность педагогов);
- общественно-государственное управление (совет ОО, педагогический совет, родительские комитеты, ученическое самоуправление) и стимулирование качества образования;
- программно-методические материалы, документооборот и локальные нормативные акты.
Лесных Н.В.