23.07.2018

Как обжаловать действия (решения) должностных лиц госорганов

Должностное лицо госоргана проверило образовательную организацию и вынесло предписание об устранении нарушений. Образовательная организация не согласилась с действиями проверяющих и готовится их обжаловать. Ее задача в этом случае – правильно оформить жалобу и вовремя подать ее.

В каком порядке обжаловать

Образовательная организация может обжаловать неправомерные действия (бездействие) и решения проверяющих:

Такие правила закрепляет часть 4 статьи 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Досудебный порядок

Если вы не согласны с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, то представьте в соответствующий орган государственного контроля (надзора) возражения. Они могут касаться как акта проверки и (или) выданного предписания в целом, так и его отдельных положений. При этом нужно соблюсти срок – подать возражения в течение 15 дней с даты получения акта проверки. К ним можете приложить документы, которые подтверждают обоснованность возражений, или их заверенные копии (ч. 12 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

В том случае, если организация не получит ответ или он ее не устроит, она вправе обжаловать действия (бездействие) и решения проверяющих у вышестоящего должностного лица или в вышестоящем органе.

Если установят, что контролирующий орган в ходе проверки допустил грубые нарушения требований Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, то вышестоящий орган государственного контроля (надзора) отменит результаты проверки (ч. 1 ст. 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Рассмотрение жалоб регулирует Закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ. Но он не устанавливает конкретные сроки подачи жалобы. Поэтому организация может это сделать в любой срок.

Как составить жалобу

Составьте жалобу в письменной форме. В ней обязательно укажите:

  • орган, в который направляется жалоба;
  • фамилию, имя и отчество должностного лица, действия (бездействие) и решения которого обжалуете;
  • наименование образовательной организации;
  • почтовый или электронный адрес образовательной организации для ответа;
  • существо обжалуемых действий (бездействия) и решений должностного лица;
  • причины несогласия с действиями (бездействием) и решениями должностного лица;
  • обстоятельства, по которым нарушены права, свободы и законные интересы образовательной организации;
  • требование признать незаконными обжалуемые действия (бездействие) и решения;
  • дату и подпись руководителя образовательной организации или ее представителя по доверенности.

К жалобе приложите документы, которые будут обосновывать изложенные в ней обстоятельства. Их перечень укажите в самой жалобе.

Законодатель нигде не закрепил, какие именно документы нужно прикладывать к жалобе. Это должна решить сама образовательная организация.

Судебный порядок

Заявление подайте в суд по месту нахождения:

  • госоргана, действия которого обжалуете, или
  • госоргана, в котором исполняет свои обязанности должностное лицо, – если обжалуете действия (бездействие) и решения этого лица.

Такие правила закрепляет статья 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Заявление подайте в трехмесячный срок со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

Как составить заявление

Заявление составьте в письменной форме. Общие требования к форме и содержанию заявления устанавливают пункты 128 и 9 части 2 и часть 6 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства РФ. Так, укажите наименование суда, в который подаете заявление, наименование образовательной организации и перечень прилагаемых документов.

Также в жалобе обязательно укажите:

  • орган и должностное лицо, которые совершили оспариваемое действие (бездействие) или приняли оспариваемое решение;
  • наименование, номер, дату оспариваемого решения, дату и место совершения оспариваемых действий (бездействия);
  • существо оспариваемых действий (бездействия), решения;
  • другие известные сведения об оспариваемых действиях (бездействии), решении;
  • сведения о правах, свободах и законных интересах образовательной организации, которые нарушило должностное лицо госоргана;
  • нормативные правовые акты, которые нарушило должностное лицо госоргана при совершении оспариваемых действий (бездействии), решения;
  • сведения о том, подавалась ли в вышестоящий госорган жалоба по тому же предмету, дата ее подачи, результаты рассмотрения;
  • требование о признании незаконными действий (бездействия), решения госоргана.

Такой перечень сведений устанавливают части 2 и 3 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства РФ.

По результатам рассмотрения административного дела суд примет одно из решений:

  • об удовлетворении полностью или частично заявленных требований;
  • об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Суд откажет в удовлетворении заявления, если должностное лицо госоргана:

  • совершило оспариваемые действия (бездействие) или приняло решение в пределах полномочий госоргана и
  • не нарушило права и законные интересы организации.

Такой вывод следует из статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ.