23.07.2018

Как обучать детей мерам антитеррористической защищенности

Чтобы обучить воспитанников и школьников способам защиты и правилам безопасного поведения в различных террористических ситуациях, поручите воспитателям и учителям проводить информационные и тематические мероприятия по противодействию терроризма. Для подростков дополнительно организуйте занятия, которые помогут им противостоять идеологии терроризма и экстремизма. В целях комплексного обучения повышайте компетентность родителей, оформите для детей информационный стенд, регулярно проводите практические учения и тренировки.

Совет: при организации обучения используйте интерактивную карту антитеррористической деятельности. Она позволит отследить, какие мероприятия в сфере антитеррора проходят в вашем регионе, а также узнать, как обучают детей ваши коллеги.

Как и чему обучать детей в детском саду

Работу с дошкольниками поручите начать с объяснения основных правил поведения. Детям надо рассказать, что делать с найденными в помещении или на улице бесхозными пакетами и игрушками. Объяснить, что нельзя дергать за найденные на улице проволоку или шнуры, а к просьбам покинуть здание нужно относиться серьёзно и обязательно выполнять их.

Чтобы подать информацию для детей доступно и не напугать их, обяжите воспитателей использовать игровые и интерактивные методы обучения. Напомните, чтобы в работе воспитатели учитывали возраст и особенности детей. При необходимости поручите привлекать к занятиям психологов и сотрудников территориальных органов безопасности.

Поручите воспитателям составлять планы работы, чтобы занятия проходили систематически. По итогам квартала проверяйте, все ли дети усвоили пройденный материал, выясните, что оказалось непонятным. При необходимости поручите воспитателям провести занятия повторно.

Как и чему обучать детей в школе

Обучать учащихся школы поручите учителям и классным руководителям в рамках урочной и внеурочной деятельности. Чтобы обеспечить преемственность в вопросах обучения, поручите обучающим взаимодействовать при составлении планов работы. Если в них включили совместные с сотрудниками правоохранительных органов мероприятия, то направьте документы на согласование руководителям данных ведомств. После получения отметки о согласовании, планы утвердите.

Как обучать детей начальных классов

Для обучения детей начальных классов поручите организовывать тематические уроки и классные часы. На данном этапе поручите формировать у детей понятийную базу об опасностях и чрезвычайных ситуациях, вырабатывать навыки безопасного поведения дома, на улице, в школе и общественном транспорте. Кроме того, напомните дать общие рекомендации и рассказать, как действовать ребенку при захвате в заложники или при похищении. Также обяжите научить школьников навыкам защиты от опасностей и оказанию само- и взаимопомощи.

Контролируйте, чтобы учителя применяли не только словесные методы обучения – лекцию и беседу, но и активные методы обучения – диспут, круглый стол, проблемный метод. Теоретические мероприятия обяжите совмещать с практическими учениями. Это могут быть и тренировки по эвакуации при угрозе теракта. Чтобы проверить знания учащихся, организуйте конкурсы, викторины и КВНы.

Как обучать детей основных и старших классов

Знакомить учащихся основных и старших классов с правилами поведения в террористических ситуациях поручите в ходе урочной и внеурочной деятельности. Классным руководителям дополнительно поручите формировать у подростков неприятие идеологии терроризма и разъяснять ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

Как учить навыкам поведения в террористических ситуациях

Обучать школьников в рамках урочной деятельности обяжите учителя ОБЖ. Для этого поручите ему включить в план занятий уроки, которые помогут учащимся расширить и закрепить знания о правилах поведения при угрозе теракта, при обнаружении подозрительного пакета, при поступлении угрозы по телефону или в письменной форме.

Кроме того, поручите знакомить детей с федеральным законодательством и локальными актами в сфере антитеррора, номерами телефонов службы спасения «112», территориальных отлов ФСБ, МЧС и МВД. При изучении темы «Правила поведения при угрозе террористического акта» поручите учителю уделить особое внимание наглядным методам обучения. К ним относят просмотр документальных кинофильмов, плакатов и фотографий.

Организовать внеурочную деятельность поручите классным руководителям. Для этого предложите планировать как отдельные, так комплексные мероприятия. Это могут быть книжные выставки, инструктажи, круглые столы, беседы, показы презентаций.

Отдельные вопросы практической подготовки учащихся отрабатывайте во время проведения олимпиад по ОБЖ, конкурсов, викторин, тематических уроков, экскурсий в территориальные отделы полиции, МЧС и ФСБ.

Совет: выдайте учителям список игровых и неигровых фильмов антитеррористической направленности, который рекомендует использовать в воспитательной деятельности Минобрнауки в письме от 31.03.2016 № 09-641.

Как формировать антитеррористическое мировоззрение

Чтобы разъяснить подросткам сущность и общественную опасность терроризма, поручите классным руководителям проводить циклы занятий. Например, для учащихся основной школы можно организовать классные часы и лекции на темы: «Мировое сообщество и терроризм», «Методы и способы вовлечения молодежи в террористическую деятельность и противодействие ей». В старшей школе формой обучения могут стать дискуссии по материалам событий в Беслане.

Кроме того, организуйте мероприятия, направленные на формирование межнационального согласия. Например, устраивайте фестивали, конкурсы, викторины, развивайте дискуссионные площадки. Предложите подросткам поучаствовать в производстве наглядной агитации и видеопродукции антитеррористического содержания. К дню солидарности в борьбе с терроризмом организуйте флешмобы, вахты памяти и тематические уроки.

Чтобы вовремя выявлять радикальные настроения учащихся, обяжите учителей проводить анкетирование подростков об их отношении к терроризму. Также поручите учителям регулировать деятельность молодежных группировок и национальных сообществ, которые есть в школе.

Совет: для обучающихся 5, 7, 10 и 11-х классов закупайте учебники по ОБЖ, в которые включены разделы по основам противодействия терроризму и экстремизму. Также приобретайте информационно-аналитические материалы, дополняющие вышеуказанные учебники. Например, «Справочник по противодействию терроризму», «Терроризм – ты под прицелом», «Экстремизм – основа и идеология террора» (письмо Минобрнауки от 25.05.2011 № СМ-477/08). 

Какую работу проводить с родителями

С родителями проводите консультации, семинары, родительские собрания. Подготовьте в качестве раздаточного материала памятки и советы о том, как проводить беседы с детьми. Оформите стенд с полезной информацией в родительском уголке.

Для проведения ознакомительных бесед об опасностях, которые подстерегают детей, периодически приглашайте на родительские собрания и общешкольные линейки сотрудников территориальных органов полиции, МЧС и ФСБ.