17.11.2017

Рассказы инспектора ГИТ. Как директора наговаривают на штраф

  1. Какую информацию нельзя сообщать инспектору
  2. Когда объяснения используют против директора
  3. Что грозит директору за оскорбление инспектора

Инспектор ГИТ может попросить директора дать письменные пояснения на доводы работника. Но не спешите признаваться в нарушениях, даже если они есть. Часто объяснения директора — единственное доказательство его вины. Если недовольны проверкой, не оскорбляйте инспектора. За грубость платят штрафы или выполняют исправительные работы.

Чистосердечное признание

Иногда директора признаются в нарушениях, когда их вину еще не доказали

Некоторые директора так пугаются во время прокурорских проверок, что сразу чистосердечно во всем признаются. Затем административный материал поступает в трудовую инспекцию для решения вопроса о наказании. И вот на этом этапе у инспектора возникают вопросы. Дело в том, что если есть признательные показания, то прокурорские работники не всегда собирают доказательства вины директоров.

Например, работник жаловался, что ему не выплатили окончательный расчет в день увольнения. Я запросил табель и платежки. Выясняю, что в день увольнения работник не работал. Платежку оформили, но работник за расчетом не пришел. Получается-то, что никто права работника и не нарушал. А директор уже успел признаться, что расчет не выплатил.

Или другой случай, когда между сторонами возникает трудовой спор. Помню, рассматривал материал, где работник не вернул выданные под отчет деньги. Директор удержал средства из окончательного расчета с работником, и тот пожаловался в прокуратуру. Налицо трудовой спор, а не очевидное нарушение. В таком случае инспектор не праве назначать штраф. В ситуации должен разбираться суд. Тем не менее директор признал, что деньги удержал незаконно. Тем самым перевел нарушение в разряд очевидного.

Пять правил для объяснений

Развернуть

Развернуть

Пять правил для объяснений

http://e.profkiosk.ru/service_tbn2/vzus5m.png

В этих примерах у директоров были шансы побороться за отмену штрафов, так как факт нарушения был под вопросом. Но директора признали нарушения и не обратились в суд, чтобы оспорить штрафы.

«Щедрый» работодатель

Директора придумывают самые неожиданные оправдания своим поступкам. Им кажется, что чем убедительнее оправдываться перед инспектором, тем скорее он прекратит дело. Однако это не так. Нужны доказательства, что права работника не нарушили.

Я запомнил одно такое административное дело. Директора обвиняли в невыплате кадровику зарплаты, пособия по болезни и отпускных, а также в невыдаче трудовой книжки. При этом опровергнуть нарушения было нечем. Но директор не растерялся и заявил, что все деньги кадровику выплатил, но платежки и ведомости потерял во время переезда компании. Трудовую книжку работница выхватила из его рук и убежала. Расписываться в ее получении не стала.

На этом оправдания не закончились. Директор пояснил мне, что как честный человек он решил повторно выплатить деньги кадровику. Он подготовил платежки, но работница ничего не подписала и демонстративно покинула офис. Поскольку свидетельств этому не было, я не принял объяснения директора и оштрафовал его.

Строгий выговор

Бывало, что объяснения директора вызывали у меня уважение и сочувствие. Одна ситуация касалась дисциплинарного взыскания, которое некоторые работодатели применяют по привычке еще со времен действия КЗоТ РФ. Это строгий выговор. Сейчас он недопустим.

Директор объявил работнику строгий выговор за прогул, пьянство и драку с коллегами. Он объяснил это так: «Работник — молодой 19-летний парень. Ну, уволю я его за прогул — судьбу поломаю, трудовую книжку испорчу. Лучше мы коллективом его на поруки возьмем, перевоспитаем. А наказание почему я такое выбрал? Думал, выговор — слишком мягко: все-таки прогул с пьянкой. А сразу увольнение — слишком сурово. Вот и выбрал золотую середину — строгий выговор».

Еще директор рассказал, что трудовой коллектив вызвал этого работника на товарищеский суд. Хороший и неравнодушный человек этот директор. Этим он, конечно, подкупал. Тем не менее дисциплинарное наказание пришлось отменить.

Матерщинник

Порой я слышал от директоров самые нелестные выражения. Бывало, что меня оскорбляли или пытались унизить. Но тут обычно играли эмоции. Поэтому я не торопился придавать словам значение.

Выругавшись, директор сказал: «Ладно, присылайте свой запрос»

Был такой случай. Директор принял на работу скандальную женщину. Она судилась со всеми компаниями, в которых работала. Стоило только найти повод. На этого директора она жаловалась в прокуратуру, полицию, органы наркоконтроля, пожарную инспекцию, Роспотребнадзор, депутатам, Президенту РФ. В общем, во все мыслимые и немыслимые инстанции. Написала работница жалобу и в трудовую инспекцию.

Когда после череды проверяющих я позвонил в эту компанию с новостью о том, что теперь состоится проверка еще и по вопросам труда, директор стал громко браниться самыми неблагозвучными выражениями. Однако, выругавшись, вздохнул и сказал: «Ладно, присылайте свой запрос».

Были также случаи, когда директора угрожали работникам из-за жалоб в инспекцию. Помню, один даже закричал мне в трубку: «Сейчас я задушу эту работницу, и вы будете в этом виноваты!» Через минуту перезвонила более спокойная главный бухгалтер и стала извиняться. Она проконсультировалась, как можно минимизировать конфликт с работницей. Мы пообщались и в итоге пришли к консенсусу.

Вежливый директор

Иногда директора пытались сгладить свою вину. Однажды я рассматривал жалобу работника, который утверждал, что его вынудили уволиться.

Налицо индивидуальный трудовой спор, который должен рассматривать суд. Задача инспектора в такой ситуации — проверить процедуру увольнения. Я проверил, нарушений не обнаружил: заявление работник написал собственноручно, в приказе об увольнении расписался, окончательный расчет и трудовую книжку получил.

Дополнительно я запросил у директора письменные объяснения по доводам жалобы работника. Цель — выслушать вторую сторону конфликта.

Директор не был уверен в свой правоте и, видимо, понимал, что действительно надавил на работника. Но и объяснения давать нужно. Он вышел из ситуации, написав так: «После того, как работник взял из кассы деньги без разрешения, я вежливым тоном попросил его уволиться».

Для суда такие объяснения означали бы, что работник ушел из компании не по доброй воле. Но мне они не позволили отменить приказ об увольнении. Поэтому проверка закончилась без штрафов.

 


© Материал из ЮСС «Система Юрист».