Большинство учителей и преподавателей считают, что результаты ЕГЭ соответствуют реальным знаниям учеников.
МОСКВА, 19 января 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как выпускники и их родители, студенты и преподаватели оценивают объективность ЕГЭ, пользу Открытого банка заданий, как относятся к списыванию и наличию дополнительных вступительных испытаний в вузах.
Объективность ЕГЭ не вызывает сомнений у большинства учащихся, их родителей и учителей.Так, 80% учителей 11-х классов считают, что тесты и задания отражают реальные знания учащихся. Соответствующими действительности результаты ЕГЭ называет и большинство одиннадцатиклассников (62%), и нынешних первокурсников, заработавших в 2015 году высокие баллы (60%). И только те, кто в прошлом году на выпускных экзаменах получил средние или низкие баллы, скорее считают результаты заниженными (52%), чем соответствующими их реальным знаниям (35%).
При этом 72% преподавателей вузов, исходя из собственного опыта, отмечают, что абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ, как правило, подтверждают свой уровень знаний на вступительном экзамене или конкурсе. Студенты первых курсов 2015-2016 гг. обучения в большинстве своем соглашаются с тем, что школьных знаний было достаточно и для сдачи вступительного экзамена/творческого конкурса (с этим согласны 66% «высокобалльников» и 58% «середняков» ЕГЭ).
В целом, наличие вступительных испытаний опрошенные первокурсники, будущие абитуриенты и их родители не рассматривают как барьер для поступления в желаемый вуз на выбранную специальность.
Среди критериев выбора вуза поступление без дополнительного испытания не было названо в числе основных (к ним отнесли репутацию и престижность вуза, наличие бюджетных мест, конкретной специальности, стоимость обучения). Большинство преподавателей вузов (69%), впрочем, полагают, что именно данный фактор является решающим при выборе места получения высшего образования.
Портал Открытого банка заданий ЕГЭ востребован выпускниками: при подготовке к единому государственному экзамену ресурсом воспользовались более 55% выпускников прошлого года, а среди будущих абитуриентов-2016 тех, кто уже прибегал к его помощи или планирует это сделать, согласно данным опроса, насчитывается более 70%. При этом молодые люди высоко оценивают его пользу при подготовке к сдаче экзаменов. Учителя также подтверждают его востребованность для подготовки к ЕГЭ.
Однако о достаточности собственных сил при подготовке для получения высоких баллов на ЕГЭ говорит только треть учителей (33%), родителей (32%) и нынешних выпускников (32%), а также первокурсников, у которых не было высоких баллов (33%). Тогда как большинство уверено, что без дополнительных занятий с репетитором не обойтись. А вот среди студентов-высокобалльников каждый второй (52%) уверен в продуктивности самостоятельной подготовки.
Использовать шпаргалки или мобильные телефоны при сдаче экзамена и остаться незамеченным, по мнению большинства одиннадцатиклассников, – миф (73% считают это невозможным). Однако многие выпускники 2015 года, обучающиеся сегодня на первых курсах вузов, говорят о реальности подобных действий (48% среди «высокобалльников и 40% среди «середняков»). При этом только около 10% нынешних студентов-первокурсников сообщили о том, что использовали «шпоры», тогда как более 85% заявили, что на выпускных ничего из перечисленного не применяли.
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён в октябре-ноябре 2015 г. в 20 субъектах России, не менее чем в 3-х типах населенных пунктов в каждом субъекте. Всего опрошено 2200 человек в различных целевых группах (600 студентов 1-х курса вузов, 400 преподавателей 1-х курсов вузов, 400 выпускников 11-х классов, 400 родителей выпускников, 400 учителей 11-х классов). Метод - личные формализованные интервью. Тип выборки – целевая.
|
Как Вы считаете, полученные Вами баллы на ЕГЭ соответствуют или не соответствуют Вашим реальным знаниям по этим предметам? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто сдавал ЕГЭ (итоговые или пробные))
|
Как Вы считаете, полученные баллы на пробном ЕГЭ соответствуют или не соответствуют реальным знаниям Вашего ребенка по этим предметам?(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных в целевой группе)
|
Исходя из Вашей практики, полученные баллы на ЕГЭ, как правило, соответствуют или не соответствуют реальным знаниям учеников?(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных в целевой группе)
|
Студенты 1 курса – высокобалльники
|
Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ
|
Выпускники 11-х классов
|
Родители выпускников
|
Учителя 11-х классов
|
Скорее соответствуют знаниям
|
60
|
35
|
62
|
57
|
80
|
Скорее ниже реальных знаний
|
32
|
52
|
31
|
33
|
14
|
Скорее выше реальных знаний
|
3
|
5
|
4
|
2
|
3
|
Затрудняюсь ответить
|
5
|
8
|
3
|
8
|
3
|
Исходя из Вашей практики, абитуриенты, получившие высокие баллы за ЕГЭ, как правило, подтверждают или не подтверждают высокий уровень знания по предмету на вступительном экзамене, конкурсе? (закрытый вопрос, один ответ, % от опрошенных преподавателей вузов)
|
Практически всегда подтверждают
|
17
|
Чаще подтверждают
|
55
|
Чаще не подтверждают
|
8
|
Практически никогда не подтверждают
|
1
|
Затрудняюсь ответить
|
19
|
|
Скажите, достаточно ли Вам было школьных знаний для сдачи вступительного экзамена, творческого конкурса, или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных в каждой целевой группе)
|
Студенты 1 курса – высокобалльники
|
Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ
|
Школьных знаний было абсолютно достаточно
|
30
|
10
|
Школьных знаний было скорее достаточно
|
36
|
48
|
Школьных знаний было скорее недостаточно
|
23
|
34
|
Школьных знаний было абсолютно недостаточно
|
7
|
1
|
Затрудняюсь ответить
|
4
|
7
|
|
Назовите 1-3 главных критерия, по которым Вы выбрали данный вуз
|
Назовите 1-3 главных критерия, по которым Вы планируете выбирать учебное учреждение для дальнейшего образования
|
Назовите 1-3 главных критерия, по которым Ваш ребенок планирует выбирать учебное учреждение для дальнейшего образования
|
% от всех опрошенных в каждой целевой группе, закрытый вопрос, не более 3-х ответов
|
Студенты 1 курса – высокобалльники
|
Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ
|
Выпускники 11-х классов
|
Родители выпускников
|
Репутация/ престиж учебного заведения
|
53
|
47
|
46
|
45
|
Возможность поступления только по результатам ЕГЭ (без дополнительного испытания, творческого конкурса)
|
17
|
19
|
29
|
34
|
Наличие конкретной специальности
|
52
|
45
|
44
|
43
|
Наличие бюджетных мест
|
47
|
22
|
54
|
57
|
Стоимость обучения
|
16
|
44
|
19
|
17
|
Востребованность выпускников данного вуза на рынке труда
|
35
|
31
|
40
|
38
|
Расположение учебного заведения (город, район)
|
29
|
33
|
14
|
12
|
Возможность получения общежития
|
5
|
3
|
7
|
7
|
Наличие военной кафедры
|
3
|
4
|
7
|
6
|
Другое
|
4
|
2
|
0
|
0
|
Затрудняюсь ответить
|
1
|
1
|
2
|
1
|
Как Вы считаете, является ли наличие в вузе/ на отдельной специальности вступительных испытаний одним из определяющих факторов при выборке выпускниками будущего места учебы? (закрытый вопрос, один ответ, % от опрошенных преподавателей вузов)
|
Определенно да
|
22
|
Скорее да
|
47
|
Скорее нет
|
19
|
Определенно нет
|
3
|
Затрудняюсь ответить
|
9
|
|
При подготовке к выпускным экзаменам пользовались ли Вы открытым банком заданий? (закрытый вопрос, один ответ)
|
При подготовке к выпускным экзаменам пользуетесь ли Вы или планируете пользоваться открытым банком заданий? (закрытый вопрос, один ответ)
|
Студенты 1 курса – высокобалльники
|
Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ
|
Выпускники 11-х классов
|
Да, пользовался/ уже пользуюсь
|
69
|
59
|
52
|
Да, планирую пользоваться
|
0
|
0
|
23
|
Нет
|
23
|
33
|
9
|
Ничего не знаю об открытом банке заданий
|
7
|
8
|
16
|
Отказ от ответа
|
1
|
0
|
0
|
На сегодняшний день как Вы оцениваете полезность открытого банка заданий при подготовке к выпускным экзаменам (ЕГЭ)? (закрытый вопрос, один ответ, % от опрошенных в каждой целевой группе, знающих об открытом банке заданий)
|
|
Студенты 1 курса – высокобалльники
|
Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ
|
Выпускники 11-х классов
|
Учителя 11-х классов
|
Очень полезный
|
35
|
20
|
54
|
52
|
Скорее полезный
|
56
|
57
|
41
|
47
|
Скорее бесполезный
|
7
|
13
|
4
|
1
|
Совершенно бесполезный
|
1
|
4
|
1
|
0
|
Затрудняюсь ответить
|
1
|
6
|
0
|
0
|
Как Вы считаете, может ли выпускник в рамках школьной программы самостоятельно подготовиться к сдаче ЕГЭ на высокий балл? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных в каждой целевой группе)
|
|
Студенты 1 курса – высокобалльники
|
Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ
|
Выпускники 11-х классов
|
Родители выпускников
|
Учителя 11-х классов
|
Да
|
52
|
33
|
32
|
32
|
33
|
Нет, только с помощью дополнительных занятий и репетиторства
|
44
|
56
|
64
|
65
|
66
|
Затрудняюсь ответить
|
4
|
11
|
4
|
3
|
1
|
Как Вы считаете, в принципе возможно ли во время сдачи ЕГЭ пользоваться шпаргалками или мобильным телефоном и остаться не замеченным, или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных в каждой целевой группе)
|
|
Студенты 1 курса - высокобалльники
|
Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ
|
Выпускники 11-х классов
|
Родители выпускников
|
Учителя 11-х классов
|
Возможно списать или подсмотреть
|
48
|
40
|
22
|
10
|
16
|
Невозможно списать или подсмотреть
|
43
|
51
|
73
|
80
|
79
|
Затрудняюсь ответить
|
9
|
9
|
5
|
10
|
5
|
Вы лично пользовались во время сдачи выпускных экзаменов ЕГЭ мобильным телефоном или шпаргалкой, или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных в каждой целевой группе)
|
|
Студенты 1 курса - высокобалльники
|
Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ
|
Да
|
11
|
12
|
Нет
|
88
|
86
|
Отказ от ответа
|
1
|
2
|
Источник: www.wciom.ru