18.12.2015

Круглый стол «Межведомстное взаимодействие»

Получение  образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами  является одним из основных и неотъемлемых условий их социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Законодательство РФ в соответствии с основополагающими международными документами в области  образования предусматривают принцип равных прав на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Эти гарантии закреплены в Конституции РФ, Законе «Об образовании в РФ», Законе «О социальной защите инвалидов в РФ», «Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних» , «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»  и др.

В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей-инвалидов  рассматривается создание  условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических  особенностей.

Но существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства:

- наличие стереотипов и предрассудков  в школьной среде по отношению к инвалидности

-недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов

-отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс  для школьников с особыми образовательными потребностями

-отсутствие  знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения по месту жительства

-неготовность широкой общественности признать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности

-формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования.

Важное направление деятельности - своевременный мониторинг детей инвалидов, при взаимодействии со службами соцзащиты и БУЗ «Турочакская РБ», который позволяет выявить таких детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи на максимально раннем этапе.  Это позволит  обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии  ребенка к моменту  начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить  его к обучению в общеобразовательном   учреждении и его сопровождении.  

Особое внимание заслуживают дети-инвалиды из неблагополучных семей, где мы взаимодействуем с КДН и ПДН для профилактики безнадзорности и правонарушений.

Отдел образования всегда участвует в организации для детей инвалидов различных мероприятий, акций, праздников, ведь для отдела образования должен быть на особом контроле каждый ребенок!

Создание вариативных условий для получения образовании, имеющими различные недостатки в физическом или психическом развитии детьми - это прямая наша обязанность. Такие условия   возможны в двух вариантах: обучение в специализированных учебных заведениях и в общеобразовательных учреждениях, в одном классе с детьми, не имеющими ограничений в здоровье.  Сегодня на территории Турочакского района на декабрь  2015 года обучающихся 36 ребенка-инвалида.

Населенный пункт

Обучаются в ОУ

Турочак

18

Иогач

6

Кебезень

5

Дмитриевка

-

Бийка

2

Верх-Бийск

0

О-Куреево

0

Тондошка

1

Тулой

1

Яйлю-

-

К-Байгол

3

Удаловка

0

 

36

 

 

Из них обучаются на дому-12, на семейном образовании-4, обучаются инклюзивно-20

Обучаются по общеобразовательным программам-15,

1 вид-(слабосышащие)  1

5 вид-(тяжелая речевая патология)-1

6 вид-(нарушение опорно-двигательного аппарата)-2

7 вид(задержка психического развития)-5

Индивидуальная специальная программа-10

В общеобразовательных учреждениях района на протяжении последних лет проводилась работа  по созданию доступной среды.

Педагоги района  своевременно проходят курсовую переподготовку для работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Социализация детей, имеющих сложные диагнозы, решается через  воспитательную работу, проведение праздников.

Дистанционное обучение является еще одним путем  выхода детей-инвалидов   в широкую социальную среду. В 2015-2016 учебном году   4 детей-инвалидов , обучающихся на дому и имеющих сохранный интеллект,   получают образование  двумя путями: дистанционно и через школу.  В учреждениях района с 2016 учебного года вводится ФГОС для детей с умственной отсталостью, разрабатываются адаптированные программы и будет продолжаться работа по введению ФГОС для других групп детей.  

Для решения  проблем необходимо:

1.Проводить широкую разъяснительную работу в среде школьников и родителей (законных представителей) по вопросам социализации детей-инвалидов

2. В каждой школе формировать безбарьерную среду.

3. Совершенствовать  методики работы с детьми с особыми образовательными потребностями

4. Активно участвовать в программе «Доступная среда».