Последние новости
|
18.12.2015
Круглый стол «Межведомстное взаимодействие»Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Законодательство РФ в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривают принцип равных прав на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Эти гарантии закреплены в Конституции РФ, Законе «Об образовании в РФ», Законе «О социальной защите инвалидов в РФ», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» , «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и др. В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей-инвалидов рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей. Но существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства: - наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности -недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов -отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями -отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения по месту жительства -неготовность широкой общественности признать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности -формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования. Важное направление деятельности - своевременный мониторинг детей инвалидов, при взаимодействии со службами соцзащиты и БУЗ «Турочакская РБ», который позволяет выявить таких детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи на максимально раннем этапе. Это позволит обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении и его сопровождении. Особое внимание заслуживают дети-инвалиды из неблагополучных семей, где мы взаимодействуем с КДН и ПДН для профилактики безнадзорности и правонарушений. Отдел образования всегда участвует в организации для детей инвалидов различных мероприятий, акций, праздников, ведь для отдела образования должен быть на особом контроле каждый ребенок! Создание вариативных условий для получения образовании, имеющими различные недостатки в физическом или психическом развитии детьми - это прямая наша обязанность. Такие условия возможны в двух вариантах: обучение в специализированных учебных заведениях и в общеобразовательных учреждениях, в одном классе с детьми, не имеющими ограничений в здоровье. Сегодня на территории Турочакского района на декабрь 2015 года обучающихся 36 ребенка-инвалида.
Из них обучаются на дому-12, на семейном образовании-4, обучаются инклюзивно-20 Обучаются по общеобразовательным программам-15, 1 вид-(слабосышащие) 1 5 вид-(тяжелая речевая патология)-1 6 вид-(нарушение опорно-двигательного аппарата)-2 7 вид(задержка психического развития)-5 Индивидуальная специальная программа-10 В общеобразовательных учреждениях района на протяжении последних лет проводилась работа по созданию доступной среды. Педагоги района своевременно проходят курсовую переподготовку для работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Социализация детей, имеющих сложные диагнозы, решается через воспитательную работу, проведение праздников. Дистанционное обучение является еще одним путем выхода детей-инвалидов в широкую социальную среду. В 2015-2016 учебном году 4 детей-инвалидов , обучающихся на дому и имеющих сохранный интеллект, получают образование двумя путями: дистанционно и через школу. В учреждениях района с 2016 учебного года вводится ФГОС для детей с умственной отсталостью, разрабатываются адаптированные программы и будет продолжаться работа по введению ФГОС для других групп детей. Для решения проблем необходимо: 1.Проводить широкую разъяснительную работу в среде школьников и родителей (законных представителей) по вопросам социализации детей-инвалидов 2. В каждой школе формировать безбарьерную среду. 3. Совершенствовать методики работы с детьми с особыми образовательными потребностями 4. Активно участвовать в программе «Доступная среда». |